198. Ни у кого не может возникнуть сомнений в том, что самое лучшее вскармливание - грудное. К сожалению, в современной очень непростой жизни бывает немало моментов, влекущих к тому, что у молодой мамы недостаточно вырабатывается молока или оно отсутствует совсем, - хронические стрессы, болезни, пагубное воздействие экологически вредных продуктов питания и т.д. (мы не будем в пределах этой книги говорить о табакокурении, алкоголизме, наркомании). В старые времена некоторые светские дамы, чтобы сохранить себе «девичью грудь», обращались к услугам кормилиц. Наверное, в наши годы уже не встретишь столь дикий анахронизм...
Если по каким-то причинам мама не может кормить ребенка грудью или у нее недостаточно молока, ей приходится прибегать к искусственному или смешанному вскармливанию. Однако старайтесь вести такой образ жизни, который еще во время беременности был рекомендован вам врачами, ведь многие рекомендации как
раз и рассчитаны на то, чтобы сохранить способность вашего организма к лактации.
Вы скажете, что у многих ваших подруг были в свое время проблемы с кормлением ребенка, и даже можете привести статистические данные: каждый третий малыш - либо «искусственник», либо был на грудном вскармливании всего до трех месяцев; и ничего! — скажете... Да. конечно. Но все-таки эти детки (каждый третий) были бы значительно крепче и меньше бы болели впоследствии, если бы находились на естественном вскармливании.
199. Какие же преимущества у грудного вскармливания?
Вскоре после родов из молочных желез выделяется так называемое молозиво - более густое, чем молоко, и несколько вязкое; это, можно сказать, «живой иммунитет», поскольку молозиво содержит множество защитных образований - антител (а ваш ребенок такой еще слабенький; как ему обойтись без защиты?).
В норме количество грудного молока как раз такое, какое необходимо ребенку, и он не будет у вас страдать от переедания.
Матушка-природа позаботилась о том, что молоко ваших грудных желез совершенно соответствует нуждам ребенка: имеется в виду соотношение белков, жиров и углеводов, витаминов, микроэлементов; причем состав молока одной кормящей матери несколько отличается от состава молока другой - точно так, как непохожи лица разных женщин, как разнятся рисунки кожи на пальцах; то есть на химическом составе молока сказывается все тот же индивидуализм.
Молоко кормящей мамы в любой момент готово к употреблению. Оно стерильно и оптимальной для ребен-
ка температуры. Следовательно легче и быстрее усваивается - что тоже немаловажно, поскольку трудности с пищеварением в этом возрасте могут иметь неприятные последствия.
Ваш ребенок подсознательно чувствует свою связь с матерью.
200. Не следует упускать из внимания и тот факт, что грудное вскармливание положительно сказывается и на физическом состоянии самой матери. Хотя бы в том смысле, что, когда ребенок раздражает сосанием кормящей маме соски, у нее рефлекторно сокращается матка; замечено, что у кормящих матерей матка сокращается быстрее, чем у некормящих... Это любопытно еще и вот с какой стороны: как рационально все увязано матушкой-природой!..
Дети, находящиеся на грудном вскармливании, реже болеют.
201. Не надо быть великим психологом, чтобы заметить: кормление - глубокое эмоциональное переживание не только для матери. Во время кормления (разве это не таинство?) устанавливается тесный психологический контакт; ребенок понимает: «Вот моя мама!».
202. В первые несколько часов (10-12) после рождения ребенка не прикладывают к груди. Если ребенок, не успокаиваясь, кричит, ему можно дать несколько ложечек слабого чая.
203. Бывает, что у мамы «не приходит» молоко и на второй день. Ничего страшного, не следует отчаиваться. Новорожденный еще только как бы становится «на дру-
гие рельсы» (до этих пор он ведь питался через пуповину) и может не кушать несколько дней. Однако важно давать ему пить - каждые три часа по десять ложечек слабого подслащенного чая.
204. После родов на третий-четвертый день включается процесс лактации: грудь у мамы набухает - наливается молоком. В это время грудь может немного болеть. Не пугайтесь - это нормально. Иногда даже слегка поднимается температура.
Сначала в грудных железах образуется молозиво. Значение его заключается в том, что посредством молозива ребенку передается иммунитет; молозиво очень питательное и густое; учитывая, что желудочек ребенка еще очень мал, — молозиво является идеальным продуктом... Наконец еще через несколько дней вместо молозива начинает вырабатываться молоко. Сначала - немного, но в течение первой же недели- количество молока заметно возрастает.
205. В первый раз вы прикладываете ребенка к груди будучи еще в родильном отделении. В последующем, когда вас выпишут домой, вы должны найти себе подходящее место (как правило, в детской комнате, недалеко от кроватки и пеленального столика) для кормления ребенка. Это место должно отвечать некоторым требованиям: во-первых, оно должно быть тихим - чтобы никто не беспокоил ни вас, ни ребенка; во-вторых, удобным - чтобы вы не уставали, чтобы не были в напряжении в течение 15-20 минут, пока ребенок кушает (хорошо, если есть возможность откинуться на что-то спиной, если можно подложить подушку под локоть, если можно расслабить ноги, чтобы не затекали)... Вообще есть неписаное правило: если хочешь, чтобы некое дело получалось у тебя хорошо, постарайся делать его с удовольствием. В нашем случае - постарайтесь получать удовольствие от кормлений, не воспринимайте их как «работу», как утомительную обязанность.
206. Перед тем как прикладывать ребенка к груди, обязательно вымойте руки с мылом (пусть даже вы и уверены, что они чисты) и обработайте грудь - кипяченой водой. Можно также обтереть грудной сосок тампоном, смоченным в борном растворе. Затем просушить грудь полотенцем. Некоторые опытные мамы перед кормлением сцеживают капельку молока - чтобы быть уверенной, что молоко совсем чистое (ведь микробы могут проникнуть в молоко через сосок). Теперь можно прикладывать ребенка к груди.
207. В первые недели мама должна надевать во время кормления марлевую маску. Такую маску нетрудно сшить самой - а лучше сшить несколько масок. Они очень пригодятся и во время кормлений, и потом - если вы или кто-то из близких заболеет ОРЗ. Марлевая маска должна состоять из двух-трех слоев - тогда использование ее будет достаточно эффективно.
208. Попробуйте кормить ребенка лежа. В этом случае ваш малыш лежит параллельно с вами. Удобно и маме, и малышу. Если вы кормите сидя - на стуле, в кресле, - то должны занять такое положение, чтобы ребенок лежал у вас на коленях, а вы бы только придерживали его головку локтем. Не надо во время кормления держать ребенка на руках: он хоть и не тяжелый, но за время кормления вы устанете.
209. Итак, ребенок кушает, головка его лежит у вас на сгибе локтя. Чтобы рука не устала, подложите под локоть подушку или пусть локоть опирается на подлокотник кресла. А вы должны расслабиться. Можно поставить под ноги невысокую скамеечку - чтобы ребенок, лежащий у вас на коленях, был как раз на уровне груди, чтобы вам не надо было сгибаться.
210. Ребенок должен находиться в слегка наклонном положении - так ему будет удобнее кушать. Поддерживайте его голову локтем повыше - и как раз добьетесь этого наклонного положения.
211. Обратите внимание на «сосательный» рефлекс: едва ребенок почувствовал запах молока, едва коснулся личиком вашей груди, он начинает искать сосок, начинает открывать ротик, шевелить губами.
Помогите ему, вложите ему сосок в ротик.
В первые кормления ребенок еще, возможно, и сам не понимает, чего жэчет, срабатывает рефлекс. Поэтому есть смысл немножко помочь малышу, выдавить несколько капелек молока. Он быстро распробует вкус, и активности у него прибавится. Впоследствии он сообразит, что к чему, и значение врожденного рефлекса уже не будет так велико.
212. Помните, что новорожденный еще ничего не умеет. Не умеет он даже сосать грудь. И первые попытки его будут неловкими. Вы должны быть терпеливы и спокойны. В конце концов ребенок сообразит, каким образом «добыть» молоко.
213. Если вы заметили, что ребенок, сделав несколько сосательных движений, отпускает грудь, посмотрите, не мешает ли грудь ему дышать. Носик малыша должен быть свободен (нельзя, чтобы он прижимался к груди),
носовые ходы чисты. Слегка прижимайте грудь сверху большим и указательным пальцами, чтобы грудь не мешала ребенку дышать.
214. В первый день ребенка прикладывают к груди три-пять раз, затем количество кормлений увеличивается до шести раз в день, и еще одно кормление - ночью.
215. Иногда ребенок, покушав, не хочет отпускать грудь. В таком случае ему можно слегка прижать носик.
216. Порой возникает и иная ситуация - когда по каким-либо причинам надо прервать кормление. Нельзя просто отнять у ребенка грудь. Он еще не наелся и не хочет ее отпускать. И может травмировать сосок деснами. Слегка нажмите малышу на подбородок, и ребенок отпустит сосок. А можно поместить ребенку мизинец в ротик - и только затем отнять грудь.
217. После того как вы покормили ребенка, не спешите укладывать его в кроватку, подержите несколько минут в вертикальном положении. Вы должны знать, что во время еды он заглатывает немного воздуха. Подождите, пока этот воздух не выйдет; вы услышите, как ребенок срыгнет. Если же вы не будете соблюдать этого правила и сразу после кормления положите ребенка, то он может срыгнуть молоком и остаться голоден. Случается и худшее - если ребенок лежит в данной ситуации на спине. Срыгнутое молочко может попасть ему в дыхательное горло и бронхи. Возникает так называемая асфиксия -ребенок не может дышать, синеет...
В любом случае старайтесь после кормления положить ребенка на бочок.
218. Бывает, что ребенок срыгивает молочком даже после отхождения проглоченного воздуха. В этом случае нет причин расстраиваться, поскольку теряет он съеденного немного. Можно даже сказать, что избавляется от излишка.
219. Существует прямая зависимость или взаимозависимость между кормлениями и явлением прибывания в груди молока. То есть если не прикладывать регулярно ребенка к груди, то объем выделяемого железами молока не увеличится. Ребенок как бы насасывает необходимый себе объем. Поэтому чем раньше вы дадите после родов грудь ребенку, тем лучше.
220. Следите за тем, чтобы ребенок высасывал молоко из груди полностью. Если молоко в груди остается, то железа постепенно прекращает выделять его. Она умная - железа - и полагает, что дополнительный объем уже не нужен. В том случае, когда ребенок все-таки насытился и молоко еще осталось, сцедите молоко.
221. Важное правило: в каждое кормление давать малышу только одну грудь. Объема молока должно быть ему достаточно. Другая грудь в это время как бы отдыхает; к тому же к следующему кормлению в этой груди скапливается достаточный объем молока.
222. При кормлениях грудью ребенок утоляет и жажду и голод. Сначала - жажду. Молоко, которое младенец высасывает в начале кормления, менее насыщенное, нежели через несколько минут. Получается, что, утолив жажду, ребенок затем насыщается.
Но когда малыш подрастет, ему нужно будет и специально утолять жажду слабеньким чаем, фруктовым чаем или просто кипяченой водой.
223. Практика показывает, что на первом месяце жизни удобен для кормления следующий временной режим: 6.00, 9.00, 12.00, 15.00, 18.00, 21.00 и одно кормление ночью, когда ребенок проснется и криком даст вам понять, что проголодался.
224. Ухаживая за своей грудью, вы заботитесь о ребенке.
Бывает на сосках возникают трещины. Возникновение таких трещин чревато осложнениями. Они могут быть очень болезненными. При попадании в трещины инфекции они могут воспаляться, а воспаление в свою очередь может закончиться абсцессом.
Как избежать возникновения трещин?
Самое главное - надо соблюдать правила личной гигиены и гигиены груди (в частности, после кормления обязательно нужно протереть сосок стерильным марлевым тампоном либо чистой салфеткой; на коже соска не должно оставаться молоко - оно засохнет, будет раздражать кожу, приведет к воспалению); белье, которое вы надеваете, должно быть хлопчатобумажным, а не из синтетики. Кроме того, не рекомендуются слишком долгие кормления ребенка: иногда малыш, насытившись, кусает сосок деснами; порой делает он это довольно сильно и может травмировать нежный сосок - тогда появится трещина. Также важно не переохлаждаться - от этого тоже могут возникнуть трещины. В холодное время года одевайтесь потеплее.
225. После того как ребенок покушал, обращайтесь с ним очень осторожно. Понятно, что вы и до этого не играете с ним «в классики», но ваша забота теперь о том, чтобы молоко, которое малыш скушал, осталось у него в желудке; не укачивайте его, не нянчите. Если он заснул под конец кормления, осторожно подержите его в вертикальном или полувертикальном положении, придерживая головку. Как только он срыгнет воздух, тихонько, стараясь не разбудить малыша, положите его в кроватку на бочок.
226. Некоторых мам занимает вопрос, сколько молока высасывает их ребенок.
Когда вы прикладываете ребенка к груди в первый раз, он высасывает совсем мало; во-первых, он еще и сосать толком не умеет, а во-вторых, в груди у мамы еще только образуется молозиво - в небольшом количестве. Ребенок еще должен «насосать» себе в первые дни необходимое количество молока.
На второй день при каждом кормлении ребенок высасывает от десяти до тридцати миллилитров молока и довольствуется этим - то есть, около девяносто миллилитров. Постепенно молоко прибывает, и на третий день ребенок высасывает всего около 190 миллилитров; на четвертый - около 300; на пятый - 350 (за сутки, имеется в виду); на шестой - до 400 миллилитров и т.д.
Так, количество съеденного молока неуклонно увеличивается до определенного объема - возрастной нормы. В трехнедельном возрасте норма высасываемого за сутки молока приблизительно равна одной пятой веса ребенка.
227. Вы хотите быть уверены, что ребенок высасывает достаточно молока. Каким образом это узнать?
Понаблюдайте за ребенком. Вы уже должны знать, как он себя ведет, когда голоден. Обратите внимание на динамику веса ребенка; если он прибавляет в весе соответственно возрасту, значит, количества молока ему хватает.
228. Продолжительность кормлений. В норме ребенок насыщается после двенадцати-пятнадцати минут
(если у мамы достаточно молока). Дальше он сосет что называется «по инерции» - докушивает.
Не рекомендуется продолжать кормление больше двадцати минут. Устает ребенок, устаете вы; к тому же появляется риск образования на сосках трещин.
229. Если в течение первых двух недель после родов у мамы не хватает молока или оно «не приходит» вообще, необходимо незамедлительно обращаться за помощью вашего педиатра. Прикармливание и искусственное вскармливание в этом нежном возрасте - дело непростое и ответственное.
230. Не у всех детей кормление проходит без проблем. Может ведь так случиться, что у вас родился недоношенный ребенок — ослабленный. Такой ребенок бывает не в состоянии сосать грудь, и ему надо помочь. Молоко сцеживается и дается ребенку из бутылочки или просто с чайной ложки.
231. Иногда дети не могут взять грудь по причине того, что у мамы маленькие либо плоские соски. Поэтому при кормлении приходится прибегать к помощи специальных накладок из резины. Но и эти накладки не всегда помогают. Тогда можно использовать молокоотсос. Или опять же выручает сцеживание и кормление посредством бутылочки с резиновой соской.
Спустя некоторое время соски у мамы могут вытянуться, и проблема сама собой сойдет на нет.
232. В наше время довольно распространенное явление, что «приход» молока у мамы задерживается, а также - когда грудного молока мало. Естественно, это очень беспокоит мам.
Как есть, так и есть. Самое главное, не нужно паниковать. Если вы начнете нервничать, будете с утра до вечера в подавленном состоянии, то это непременно скажется на процессе секреции молока отрицательным образом. Чем больше вы нервничаете, тем меньше будет вырабатываться у вас молока - прямая зависимость. Причем имеет значение ваша нервозность не только по причине недостаточной лактации, но и любая нервозность вообще: например, вы вышли в магазин, а там кто-то обошелся с вами недостаточно вежливо или вообще нагрубил; это может иметь пагубные последствия. Поэтому старайтесь избегать любых стрессовых ситуаций. Кстати, и близкие ваши пусть помнят о необходимости сохранять ваше душевное равновесие, они должны всячески оберегать ваш покой.
233. Бывает нелишним попробовать и самовнушение. Нужно очень захотеть, чтобы у вас прибыло молоко. Никогда не поздно начать учиться управлять своим организмом. Поверьте в то, что если вы чего-то очень сильно захотите, то сумеете добиться этого. Золотое правило, которое поможет вам вообще в жизни...
234. Нарушения процесса образования молока могут возникнуть и в результате усталости кормящей матери. К примеру, у вас большая семья; все заняты: кто - на работе, кто - на учебе; и вам - кормящей маме — никто не помогает, полагая, что вы имеете массу времени (послеродовой отпуск) и бездну сил; и вы, кроме того, что обихо-дуете ребенка, тянете еще приличный воз по хозяйству: кашеварите, обстирываете всех, готовите со старшим ребенком уроки, делаете покупки в магазине и еще умудряетесь сбегать на часок в университет - прочитать студентам лекцию, без которой они не смогут прожить... Конеч-
но, с такой нагрузкой вашему организму будет не до выработки молока, и вы скоро заметите, что молоко пошло на убыль.
Вот вам другое золотое правило: кроме вашего малыша, нуждающегося в естественном вскармливании и внимательном уходе, у вас не должно быть иных забот. Все остальное в доме - дела ваших близких - супруга, сестры или брата, ваших родителей, родителей вашего мужа. Пусть работают все... Иначе страдать будет в первую очередь ваш ребенок.
235. И все же если вам не удалось обойтись без докармливания малыша... Это довольно распространенная ситуация, и трагедии в ней нет. Однако в этом случае вы должны побеспокоиться о том, чтобы ребенок ваш не привык к «ленивой» соске - к той соске, у которой довольно крупные отверстия и сосать из которой не составляет труда, из нее молоко чуть не само льется. Ребенок скоро сообразит свою выгоду (все познается в сравнении): из соски-то полегче сосать!.. И начнет активно отказываться от груди.
Этого нельзя допустить, поскольку, если ребенок откажется от груди, быстро прекратится процесс лактации, и вам придется переходить на искусственное вскармливание. Выход из ситуации прост: если вы даете докорм из бутылочки, то используйте соску с очень маленьким отверстием, чтобы ребенок не почувствовал разницы в затрачиваемых усилиях, чтобы трудился. А потрудиться ему просто необходимо - об этом мы говорили много выше... Можно также докармливать ребенка с чайной ложечки.
236. Наблюдения показали, что разные дети сосут грудь с разной активностью; большинство детей кушают
спокойно, насыщаются через десять-двенадцать минут после начала кормления, но есть такие, что как бы с жадностью, с торопливостью набрасываются на сосок, захлебываются, заглатывают много воздуха и в результате часто срыгивают - и не воздухом, а молоком... другие, наоборот, сосут вяло, порой, не насытившись, засыпают.
Как быть в последних двух случаях?
Детей, слишком активно сосущих грудь, следует немного придерживать, приостанавливать на минутку-дру-гую - подержать в вертикальном положении; после того как ребенок срыгнет воздухом, опять дать ему грудь.
Детей, сосущих грудь вяло, надо тормошить, не давать засыпать, нужно отнимать и снова давать сосок. И неукоснительно соблюдать распорядок кормлений.
237. Если у вас есть дома детские весы, можно взвешивать ребенка до и после кормления, тогда вы будете знать, сколько ваш ребенок съедает за одно кормление. Не пугайтесь, если вы, сверившись с таблицами возрастных норм, обнаружили, что ребенок ваш съедает меньше положенного. Вы ведь знаете своего ребенка уже хорошо и с достаточной степенью уверенности можете сказать, наедается ли он при каждом кормлении или остается голодным, плачет. Надо учитывать, что у некоторых мам молоко столь жирное, что их детям довольно и меньшего количества молока; таких детей после кормления больше других малышей мучит жажда.
238. Знайте, что уже с третьей недели ребенку нужен витамин D. Это очень важный витамин, без которого не может быть правильного развития костей. Дефицит этого витамина приводит к заболеванию, называемому рахитом.
В естественных условиях этот витамин вырабатывается у нас в коже под воздействием солнечных лучей. Но,
к сожалению, у нас не всегда бывает возможность позагорать, тем более - у маленького ребенка. И особенно зимой.
Ваш педиатр должен назначить препарат, содержащий витамин D, а вы не забывайте этот препарат регулярно давать ребенку.
239. Иногда в силу некоторых причин мамам приходится сцеживать молоко (например, у мамы трещины сосков, и она не может прикладывать ребенка к груди; или маме необходимо по каким-то делам отлучиться часа на три; или ребенок ослаблен и не может долго сосать). В этом случае ребенка может покормить сцеженным молоком и кто-нибудь из близких: папа, бабушка...
240. Сцеживать молоко можно обеими руками или молокоотсосом. Если вы сцеживаете молоко руками, целесообразно расположить миску на уровне груди, чтобы вам не нужно было наклоняться. Каждую грудь сцеживают по 6-8 минут, и вы устанете, если примете наклонное положение тела.
241. Если вы не стали давать ребенку сцеженное молоко сразу, то храните его обязательно в холодильнике в простерилизованных бутылочках. В холодильнике можно хранить сцеженное молоко до двух суток.
242. Вы не раз замечали, что ребенок кричит при кормлении: вроде бы нет никакой видимой причины, малыш здоров, у него хороший аппетит, он активно сосет и вдруг... в крик.
Этот крик может быть вызван спазмами в животике после того, как в желудок попадают первые порции молока. Разумеется, такие спазмы не нормальное явление, и
не у всех детей они бывают. Но уж если случаются у вашего ребенка, не отчаивайтесь. Попробуйте (до консультации с вашим участковым врачом) бороться со спазмами следующим образом: когда ребенок закричал, отнимите его от груди, подержите в вертикальном положении, приласкайте, быть может, этим и ограничится; если ребенок продолжает плакать, положите его на кушетку и слегка помассируйте живот; этот массаж представляет из себя легкие поглаживания живота ребенка круговыми движениями в направлении по часовой стрелке. Если колики в животе ребенка - от вздутия кишечника, массаж может помочь отхождению газов; попробуйте также перемену положения ребенка, положите его на животик; можно приложить к животику теплую грелку; если перечисленные манипуляции не помогают, поставьте малышу газоотводную трубку. С отхождением газов, а иной раз одновременно и стула крик и беспокойство прекращаются.
243. С первых дней жизни вы даете ребенку пить кипяченую воду, потому что, как и всякого человека, вашего малыша время от времени мучит жажда. Как уже говорилось выше, ребенок частично утоляет жажду с первой, не очень насыщенной порцией молока. Но этого бывает недостаточно. Особенно в летнее время, когда на улице стоит жара, и особенно если у вас слишком жирное молоко. Вы знаете по себе: после жирной обильной трапезы так хочется пить. Также хочется попить и после купания.
Вода, которую вы даете ребенку, должна быть свежекипяченая и остуженная до комнатной, так называемой «летней» температуры. Не подходит ребенку для питья та вода, какую вы вскипятили вчера. Также не рекомендуется использовать воду, которую вы уже неоднократно кипятили.
244. В первые недели жизни ребенку достаточно выпить одну-две чайные ложки воды между кормлениями. Также можно дать ему немного попить ночью, когда он почему-то проснулся и плачет, но вы уверены, что он еще не голоден. Может, его как раз мучит жажда?..
245. Не обязательно давать просто кипяченую воду. Можно предложить ребенку слабенький чай; можно добавить в воду сахарного сиропа.
246. Когда вашему ребенку пошла уже третья неделя, можно заменить питьевую воду каким-нибудь отваром: например, отваром шиповника или яблочным отваром.
247. В ягодах шиповника очень много витамина С. Отвар готовится следующим образом: возьмите сухие плоды шиповника из расчета 1:20 (количество воды, необходимое для отвара), хорошенько промойте их в проточной воде, потом как следует раздробите и разомните в ступке, полученную массу залейте водой в указанной пропорции и кипятите (желательно в стеклянной посуде) под закрытой крышкой до десяти минут, добавьте сахар из расчета 10 граммов на 200 миллилитров отвара. Потом отстаиваете отвар в темном месте (витамин С при ярком свете быстро разрушается) до 24 часов. Почему так долго?.. За это время витамин С экстрагируется из плодов, и ваш отвар становится по-настоящему целебным. После процеживания через двойной слой марли отвар шиповника можно давать ребенку. Попробуйте и сами. Вкус - изумительный.
248. Яблочный отвар готовится так: нужно взять одно яблоко, тщательно вымыть его под проточной водой, а можно и вообще счистить кожицу, разрезать яблоко на
кусочки, сердцевину с косточками выбросить, в стеклянной кастрюльке залить кусочки яблока 100 граммами воды и варить на слабом огне тридцать минут. Потом отвар охлаждается до комнатной температуры и процеживается. Если яблоко было не слишком кислым, сахар в отвар можно не добавлять. Отвар готов к употреблению.
249. Вы регулярно взвешиваете ребенка и отмечаете в таблице веса результаты взвешивания. В норме у вас получается кривая линия, плавно поднимающаяся вверх. Вы замечаете, что ребенок ваш ежедневно прибавляет от двадцати до тридцати граммов. Он розовенький, активно сосет. На втором месяце он уже округлился и не такой страшненький, каким казался (а может, не казался!) в первые дни. Вы чувствуете, что малыш стал сильнее, он крепко хватается ручками за ваши пальцы; вы обнаруживаете в нем характер, индивидуальность - да, да! — вы замечаете, что ваш малыш не похож на других малышей.
Он растет.
На втором месяце несколько изменяется режим питания. Это связано с тем, что у вас уже больше молока, чем месяц назад, и ребенок больше высасывает; соответственно, ему необходимо больше времени на переваривание. Теперь можно кормить ребенка не через каждые три часа, как прежде, а через 3,5 часа. Предлагаемые часы кормлений следующие: 6.30, 10.00, 13.30, 17.00, 20.30 и одно кормление ночью - если ребенок проснется; а если не проснется, то и не будите до утра.
Вы обратили внимание: с семиразового вы перешли на шестиразовое кормление...
250. Обратим внимание на ночное кормление. Вряд ли кто-то скажет вам с точностью, в какое время ночью следует кормить ребенка. Это - как получится. Зависит
от того, когда ребенок проснется и позовет вас криком. Если же он не проснется и не позовет, то и не надо будить его. Организм ребенка отлично знает, что ему в данный момент нужнее: кормление или глубокий сон.
251. В какое время лучше всего кормить ночью? Этот час не устанавливается. Ребенок сам даст знать,
когда захочет есть. По мере того как ребенок растет, он все реже просыпается ночью, чтобы покушать. А некоторые дети уже после пяти недель спят без кормления всю ночь. Вы должны помнить, что, по мере того как ребенок ваш растет, время ночного кормления может постепенно передвигаться ближе к утру. С чем это связано? По всей видимости с тем, что ребенок уже довольно окреп, подрос и стал больше высасывать молока при каждом кормлении, в частности и при вечернем. А поскольку вечером он скушал больше, то и позже проголодается. Поэтому не удивляйтесь, если ваш малыш не проснулся для кормления в обычное для него время. Напомним, пройдут еще несколько недель, и вы откажетесь от ночного кормления вообще.
252. Когда ребенок будит вас на ночное кормление, не раздражайтесь. Понятно, что очень хочется поспать, особенно в такое глухое время ночи, как 3-4 часа. Но надо потерпеть немного - ребенок важнее.
Проснувшись, не включайте яркий свет (дежурного освещения - ночника - достаточно), избегайте лишней суеты и стука; это может испугать ребенка. Пусть детская комната во время ночного кормления остается «сонным царством»...
253. Когда ваш ребенок уже достиг трехмесячного возраста, хорошо прибавляет в весе и в физическом раз-
витии соответствует возрастной норме, когда у него прекрасное самочувствие, подумайте: не следует ли вам начать потихоньку отказываться от ночного кормления... Как это сделать? Очень просто. Во-первых, сами не будите малыша, если проснулись в обычное время кормления, а во-вторых, попробуйте некоторое время не подходить к малышу, если он проснулся. Так бывает, что ребенок минутку поплачет и опять заснет - чтобы уж спать до утра, до первого дневного кормления. Но уж если ребенок не на шутку раскричался, тогда, конечно, его надо покормить.
Но тенденцию не спешить подходить к кричащему ночью ребенку сохраните.
254. В том случае, когда ребенок вдруг разоспался днем и пропускает время кормления, его нужно тихонько разбудить.
255. На втором месяце жизни ребенок съедает за сутки до 900 граммов молока. Если поделить это количество на шесть кормлений, то получится - до 150 граммов молока за одно кормление. Вы контролируете эти цифры с помощью весов. И вдруг заметили, что у вас получаются цифры поменьше. Не спешите волноваться, сначала проконсультируйтесь с педиатром.
В возрасте двух месяцев ребенок в норме весит немного больше четырех килограммов.
256. Иногда мамы бывают в растерянности по поводу распорядка кормлений: например, они никак не могут выдержать точного времени кормления - то ребенок хочет кушать раньше и требует грудь очень настойчиво, то спит дольше обычного. Как тут быть?
В каждом случае к ребенку следует подходить индивидуально. Если позволить ему самому устанавливать
себе режим питания, то, конечно, ничего страшного в этом нет - ребенок не съест больше, чем ему требуется, чем сможет съесть. Но в таком случае ребенок завладеет и вашим режимом, и вы ни на минуту не сможете от него отойти, а только будете сидеть и ждать, когда же Его Величество изволит проснуться и покушать. Впрочем несистемный характер кормлений бывает только в первое время, затем сама собой складывается определенная система, распорядок. И ребенок следует этому собственному распорядку. Природа берет свое, организм, как мы уже говорили выше, очень любит ритм; пусть даже этот ритм будет неправильный - главное, чтобы он в точности повторялся изо дня в день.
Другое дело: удобен ли вам тот ритм, что изберет ребенок?
Практика показывает, что все-таки удобнее, когда мама определяет распорядок кормлений.
257. Не должна кормящая мама забывать и о собственном питании. Оно должно быть регулярным и полноценным - то есть содержать все компоненты, необходимые для нормального развития детского организма. Белки, жиры и углеводы, минеральные соли, витамины...
Вы сами замечаете, как быстро растет ваш ребенок. Даже не надо, наверное, объяснять, как нужен ему сейчас кальций - для роста костей. Поэтому в вашем меню кальция должно быть предостаточно; если вы будете употреблять в пищу мало продуктов - источников кальция, - то этот важный элемент начнет поступать из ваших костей, в частности из зубов (вы, должно быть, не раз слышали, как жаловались некоторые женщины, что у них разрушились зубы, когда они кормили грудью, — это, конечно же, произошло из-за недостатка кальция в их меню). Если все-таки в грудном молоке
снижено количество солей кальция, то ребенку грозит рахит.
Важнейшие источники кальция - это молоко и молочные продукты, а также картофель, капуста, хлеб. Следовательно, эти продукты должны находиться у мамы на столе в изобилии. Молока кормящая женщина должна скушать за день до полутора литров. Не надо отказываться и от творога, сыра.
Содержание витаминов в организме кормящей женщины пополняется за счет обильного и постоянного (в течение всего дня) потребления овощей и фруктов. Побольше употреблять этих продуктов в сыром виде, поскольку при термической обработке значительно снижается уровень витаминов. В последние годы, когда торговля идет особенно активно, можно в любой сезон купить необходимые богатые витаминами фрукты и овощи: апельсины, мандарины, лимоны, яблоки, свежую капусту, зелень... Выбор велик. Не забывайте про яркоокра-шенные овощи (морковь, перец красный, лук, помидоры) -в них большое количество витамина А. Присутствие этого витамина важно не только для развития хорошего зрения, для поддержания в нормальном состоянии кожных покровов и слизистых, этот витамин еще влияет на процессы роста ребенка.
Мясные блюда кормящей матери нужно употреблять не реже одного раза в день. Каши и хлебобулочные изделия - три раза в день. Не забывайте про рыбу как источник фосфора, про другие продукты моря (морскую капусту, например) как источник йода.
Если вы считаете, что по каким-то причинам витаминов в вашем рационе мало, и вы хотите поправить дело с помощью витаминных препаратов, проконсультируйтесь со своим врачом; не принимайте витаминные препараты на свой страх и риск, вы можете устроить себе гипервитаминоз (повышенное содержание витаминов) и это неблагополучно скажется на состоянии вашего малыша.
258. От некоторых продуктов, которые вы прежде очень любили, во время кормления (как и во время беременности) следует пока отказаться. Например, от крепкого кофе. Категорически не допускается курение и нежелательно (даже в небольшом количестве) употребление алкогольных напитков. Бытует ошибочное мнение, что немного хорошего виноградного вина или стакан пива никогда не повредит. Не поддавайтесь искушению, помните, что алкоголь отрицательно воздействует на нервную ткань ребенка, в частности на мозг.
259. Когда можно начинать разнообразить «меню» ребенка?
Детский организм растет очень быстро, и ему необходимо большое количество разнообразного «строительного материала». Этот строительный материал ребенок получает с пищей. И, что естественно, приходит время, когда малышу уже недостаточно тех ингредиентов, что содержатся в вашем молоке. Ему уже требуется побольше витаминов и минеральных солей.
Кое-что мы можем давать ребенку дополнительно уже с четырех-шести недель. Но только давать новое питание нужно начиная с малых доз и увеличивать количество постепенно - пищеварительная система ребенка должна привыкнуть к незнакомому еще продукту. Также ребенок должен оценить новые вкусовые ощущения и привыкнуть к ним. Как правило, новизна ощущений нравится детям, и если прием нового продукта питания не сопровождался чем-нибудь неприятным (например, колики в животе) и не выработался отрицательный условный рефлекс, то ребенок с удовольствием будет принимать этот продукт впоследствии.
260. С каких же продуктов лучше начать? Пищевые добавки лучше начинать с овощных и
фруктовых соков. Соки выгодно отличаются от отваров тем, что, не подвергаясь термической обработке, содержат большее количество витаминов.
Возьмем для начала яблочный сок. Сегодня вы дали ребенку несколько капель с пипетки. Вряд ли что-то дошло до желудка, зато ребенок распробовал вкус. И удивился: вот ведь еще какие вкусные вещи есть, кроме молока!.. На следующий день после второго кормления дайте ребенку яблочного сока побольше - половинку чайной ложки; на следующий день - одну чайную ложку... И так за неделю доведите объем до шести чайных ложек за прием.
261. Через одну-две недели после яблочного сока предложите малышу и другие соки: черносмородиновый, вишневый. Чередуйте их. Когда ребенку исполнится два месяца, включайте в меню морковный, капустный, свекольный, сливовый соки. После трех месяцев можете давать апельсиновый сок, немного лимонного (подслащенного сахарным сиропом), мандариновый, томатный (процеженный через марлю), ягодные соки - малиновый и клубничный. Продолжаем давать яблочный сок (в нем много железа, так необходимого организму в процессе кроветворения; ребенок растет быстро, соответственно растет объем крови, не допускайте дефицита железа).
262. Помимо того, что вы даете богатые витаминами сырые фруктовые и овощные соки ребенку, не забывайте и сами принимать в пищу овощи и фрукты. Ваше молоко тоже должно быть богато витаминами.
263. Всякий раз, когда вы даете малышу какой-либо новый сок, внимательно следите за реакцией малыша,
нет ли высыпаний, красных пятен на коже. Следует помнить, что возможна аллергия. Если вы заметили некие проявления, обеспокоившие вас, перестаньте пока давать новый продукт и проконсультируйтесь с участковым педиатром.
264. Слишком кислые соки (например, лимонный или смородиновый, а также грейпфрутовый и др.) давайте ребенку либо в виде добавок в другие соки, либо разводите кипяченой водой и добавляйте сахарного сиропа. Если уж какой-то сок, чересчур кислый, не понравился ребенку, вы уже не уговорите его выпить.
265. Для приготовления соков отбирайте самые красивые и спелые (вы должны быть уверены, что свежие) овощи и фрукты.
266. Для выжимания сока лучше всего использовать стеклянные и фарфоровые соковыжималки. Не рекомендуется пользоваться металлическими выжималками, поскольку некоторые металлы вступают в реакцию с витамином С и тем самым уничтожают его.
267. Соки давайте детям сразу же после приготовления. Дело в том, что витамины, и в частности витамин С, -неустойчивые химические соединения и быстро разрушаются даже под воздействием света. Не говоря уж о кипячении. Соки надо давать в сыром виде; конечно, при приготовлении их не допускайте попадания в соки микробов с кожуры.
268. Если вы заранее приготовили сок, а ребенок еще не проснулся да еще необходимо покормить малыша грудью (это 15-20 минут), просто поставьте сок в темное место; не держите сок в металлической посуде, если хотите сохранить максимум витамина С.
269. Такие соки как гранатовый, вишневый, черносмородиновый могут привести к запорам, поскольку содержат некоторые дубильные вещества. Наверное, не следует чересчур этими соками увлекаться. Будет разумно давать их, когда вы увидите, что у ребенка неустойчивый стул. Дача этих соков приведет стул в порядок.
Напротив, некоторые соки немного слабят, например, капустный и особенно свекольный. Их рекомендовано давать чаще детям, у которых возникают трудности со стулом.
270. Не рекомендуется давать детям в возрасте до трех месяцев виноградный сок. В этом соке содержится много фруктового сахара, который, расщепляясь в кишечнике, усиливает процессы брожения и газообразования. Ребенка после виноградного сока могут мучить кишечные колики.
А витаминная ценность виноградного сока весьма небольшая.
271. Морковный сок очень полезен и легко усваивается. Из состава витаминов морковь наиболее богата витамином А, но есть и витамин С и другие витамины. Витамин А, иначе - каротин, полезен для зрения.
Но не переусердствуйте с дачей этого сока. Помните, что слишком хорошо - тоже не хорошо. От чрезмерного количества морковного сока у ребенка кожа может обрести желтоватый оттенок.
Как уже говорилось выше, сочетайте соки.
272. В какое время лучше всего давать соки?
Лучше - после кормления. Если давать соки до кормления, то у ребенка может нарушиться аппетит и ребенок не съест молока столько, сколько должен съесть; следовательно, не выдержит интервала до очередного кормления - и как результат собьется режим.
Соки можно давать ребенку до трех раз в день.
273. Приготовить сок из свежего яблока можно следующим образом: яблоко нужно тщательно вымыть и ошпарить кипятком, затем аккуратно счистить кожуру; натереть яблоко на терке, потом, положив полученную кашицу в стерильную марлю (сложить вдвое), отжать сок. При приготовлении сока рекомендуется пользоваться стеклянной или фарфоровой посудой.
274. Из моркови сок готовится так: морковь нужно тщательно вымыть, можно со щеткой, потом ошпарить кипятком, почистить и натереть в кашицу на мелкой терке. Выжать сок из кашицы через два слоя марли или с помощью ручной соковыжималки. Морковный сок сам по себе достаточно сладкий, поэтому не нужно добавлять сахарный сироп. Употреблять в свежем виде.
275. Сок из ягод (малина, черная смородина, брусника, черника, клубника). Очень тщательно в проточной воде промыть ягоды, ошпарить их кипятком. Затем, стряхнув остатки воды, выжать сок из ягод посредством ручной соковыжималки или через марлю в несколько слоев. К соку из кислых ягод (черная смородина, брусника) можно добавить сахарный сироп. Употреблять в свежем виде.
Когда даете ребенку сок из ягод, будьте настороже в плане аллергических реакций. Чаще проявления аллергии возникают после дачи клубничного и малинового соков.
276. Соки из цитрусовых (лимонный, апельсиновый, мандариновый). Эти соки тоже могут дать аллергическую реакцию, поэтому нужно быть внимательнее. Но опасность аллергических проявлений - вовсе не основание для того, чтобы вообще не давать ребенку соки цитрусовых.
Кожуру лучше счистить, плод разделить на дольки и извлечь все косточки (косточки хорошо видны, когда просматриваешь дольку на свет). Затем выжать сок ручной соковыжималкой либо через несколько слоев стерильной марли. В апельсиновый и мандариновый соки не обязательно добавлять сахарный сироп. Лимонный сок разводится кипяченой водой в пропорции 1:1; к лимонному соку добавляется сахарный сироп.
277. Вишневый и сливовый соки. Поместить плоды в дуршлаг, тщательно промыть их проточной водой, затем ошпарить кипятком. Отделить косточки и выжать сок, используя ручную соковыжималку или стерильную марлю. Добавлять или не добавлять сахарный сироп можете определить сами - по своему вкусу.
278. Сок томатный. Помидоры тщательно вымыть, ошпарить кипятком, разрезать на несколько частей и выжать сок ручной соковыжималкой или через несколько слоев стерильной марли. Не надо давать ребенку слишком густой сок, с мякотью. Процедите сок через несколько слоев марли.
279. Сок из белокочанной капусты. Снять с кочана верхние листы, тщательно вымыть кочан в проточной воде, ошпарить кипятком и мелко нашинковать (доска, на которой вы работаете, должна быть очень чистая и тоже обработанная кипятком). Высыпать нашинкованную ка-
пусту в стеклянную кастрюльку и слегка помять - можно ложкой из нержавеющей стали или серебряной. Наконец - выжать сок через марлю или ручной соковыжималкой. Капустный сок можно немного подсолить.
280. С какого возраста следует давать ребенку фруктовое пюре?
Фруктовое пюре можно давать малышу уже с полуто-ра-двухмесячного возраста. Фруктовые пюре хороши тем, что, принимая их, ребенок постепенно приучается к кашицеобразной пище. Ведь до этих пор он употреблял только жидкую пищу. Понятно, что во фруктовых пюре содержится тот же состав витаминов и минеральных солей, что и в соках. Но в отличие от соков фруктовые пюре содержат растительную клетчатку - компонент, имеющий большое значение для полноценной работы пищеварительной системы. Клетчатка не переваривается, она участвует в образовании каловых масс. Ребенок, в кишечнике которого время от времени появляется клетчатка, не страдает запорами.
281. С каких фруктовых пюре начинать?
Как и в отношении соков, начните с яблочного пюре. Опять же - постепенно, давая вначале небольшое количество (несколько граммов на кончике ложки), чтобы ребенок распробовал, оценил вкус, адаптировался к новому продукту. К двухмесячному возрасту количество яблочного пюре можно довести уже до 20 граммов в день; а в 4 месяца - до 50 граммов в день.
282. В какое время дня давать ребенку фруктовые пюре?
Так же, как и соки, фруктовое пюре дается ребенку сразу после кормления. Эта последовательность предпо-
искусственно. Дело это непростое, и не следует пытаться справиться с ним самостоятельно - можно по незнанию очень навредить малышу, особенно когда он совсем мал. Вопросы прикармливания и искусственного питания решаются совместно с педиатром и требуют постоянного педиатрического контроля. Тем более, что в плане вскармливания к каждому ребенку нужно подходить индивидуально, и общие рецепты здесь привести практически невозможно. Можно лишь дать некоторые рекомендации.
291. Выше мы говорили о том, что в самые первые дни после родов, когда процесс лактации от кормления к кормлению только набирает силу, ребенок, которого вы регулярно прикладываете к груди, как бы «насасывает» молоко. И с каждым кормлением молока становится все больше и больше, пока в конце концов объем молока, образующегося в грудной железе, не достигает необходимого уровня. Так происходит в идеале.
Однако нередки случаи, когда, как бы ребенок ни старался, к каким бы средствам ни прибегала мать, грудная железа не выделяет достаточного количества молока. Что делать в этом случае?.. Конечно же, приходится давать прикорм.
292. Многих кормящих матерей волнует вопрос: дача прикорма не скажется ли отрицательно на процессе лактации? не исчезнет ли молоко в груди совсем?
Нет, процесс лактации (который до сих пор в течение двух-трех недель был стабилен) не должен пострадать, если ребенок активно и полностью опорожняет грудь, если вы, разумеется, соблюдаете все рекомендации вашего врача и не подвержены регулярным стрессам. Но если процесс лактации не отличался стабильностью и вы замечаете тенденцию к уменьшению молока, а вашего молока не хватает ребенку, чтобы покрыть даже половину его потребности в пище, тогда переходите к искусственному питанию. Обсудите с педиатром наиболее подходящую вашему ребенку молочную смесь.
293. Молочные смеси даются ребенку из специальной мерной бутылочки с соской. Требования ко всей детской посуде просты: посуда должна быть в достаточном количестве, стерильна, без дефектов (бывает мама, приготовив смесь, переливает ее в горячем виде в бутылочку; в этот момент стенка бутылочки трескается; увы! придется выбросить и бутылочку, и смесь из нее).
Даже если вы очень торопитесь, никогда не разогревайте бутылочку с детским питанием в микроволновой печи. Содержимое может оказаться горячее самой бутылочки, и вы обожжете ребенку полость рта и пищевод.
Также стерильна должна быть и резиновая соска. Хранить соски следует в закрытом месте - например, в стеклянной кастрюльке с крышкой, чтоб на соски не оседала пыль. Отверстия в сосках должны быть не маленькие, не большие. В первом случае ребенку будет очень трудно извлечь молочную смесь из бутылочки - он будет уставать и, мучимый голодом, плакать, злиться. Во втором случае, когда молочная смесь поступает слишком легко, малыш, наоборот, будет захлебываться, заглатывать слишком много воздуха; к тому же он вполне может разлениться. Отверстия в соске должны быть такими, чтобы ребенок высасывал смесь с усилием, однако небольшим.
Иной раз папа перепортит с десяток сосок, прокалывая их, пока не добьется нужной величины отверстий.
294. Каким образом прокалывать соски? Это делается раскаленной иглой. Только не нужно выбирать из на-
бора самую толстую иглу, попробуйте начать с тоненькой. Берете иглу пинцетом или плоскогубцами, раскаляете на огне и делаете отверстия. Одного отверстия может быть недостаточно, сделайте два-три. После того, как вы прокололи отверстия, испробуйте соску. Если жидкость течет из нее слишком слабо - едва капает, — можно опять же раскаленной иглой расширить отверстия.
295. Вы уже заметили: когда ребенок кушает из бутылочки, он постоянно насасывает отрицательное давление в бутылочке и молочная смесь перестает поступать. Со временем ребенок приспосабливается и на пару секунд отпускает соску. В бутылочку поступает воздух и можно продолжать кушать. Чтобы избежать возникновения отрицательного давления, можно сделать в соске дополнительное отверстие - сверху, для поступления воздуха.
Встречаются в продаже и специальные соски с небольшим ответвлением. Это ответвление прокалывается, и через него воздух поступает в бутылочку. В данном отношении соски с ответвлением значительно удобнее простых, поскольку смесь во время кормления не проливается.
296. Сразу после употребления соски и бутылочки необходимо тщательно мыть. Бутылочки моются специальной щеткой, соски - руками; соску можно вывернуть; не оставляйте белый молочный налет на поверхности соски - это отличная среда для развития микроорганизмов. Также не забывайте прочищать отверстия в соске. Это можно сделать иголочкой, а потом пропустить через соску сильную струю воды.
297. Если вашему ребенку не исполнилось восьми месяцев, всю его посуду после употребления необходимо не только мыть, но и стерилизовать.
298. Сколько времени кипятить бутылочки и соски? Достаточно кипятить их в течение пяти минут. Предварительно и бутылочки, и соски должны быть отмыты от остатков молочной смеси. Во время кипячения следите, чтобы в сосках не было воздушных пузырей - иначе кипячение не дает желаемого эффекта. Посуда и соски должны быть покрыты водой. После кипячения бутылочки принято хранить отверстиями книзу, а соски - на блюдечке под стерильным стаканом или в стерильной банке с крышкой.
299. Как стерилизовать посуду паром?
Очень удобно стерилизовать посуду и соски в обыкновенной скороварке. Здесь стерилизация получается не только под воздействием высокой температуры, но и под давлением.
300. Если ребенок не скушал приготовленную вами смесь, можно некоторое время хранить ее в холодильнике и использовать, подогрев, при следующем кормлении. Но не храните приготовленные смеси больше суток.
Если смеси в бутылочке осталось немного, лучше ее вылить - с тем, чтобы на следующее кормление приготовить свежую смесь. Старайтесь давать ребенку все свежеприготовленное.
301. Молочная смесь - это превосходная среда для развития микроорганизмов. Если приготовленная молочная смесь стоит в детской комнате (при комнатной температуре), то уже через два-три часа микробы в смеси начинают активно размножаться. На практике довольно часто случается, что ребенок съедает не всю приготовленную смесь, а иногда даже меньше половины. Ничего страшного - вы можете хранить смесь в холодильнике. А
если вы молодая семья и холодильника у вас еще нет? Выбрасывать смесь? Но поскольку вы молодая семья, вы не можете себе позволить быть столь расточительными. Как же быть?.. Выход есть и в данной ситуации. Вы используете эту смесь при следующем кормлении, но перед употреблением разогрейте ее и затем остудите до нужной температуры. Смысл вам понятен: очень многие микроорганизмы не выдерживают даже повышения температуры до 37-38 °С (защитная реакция организма), не говоря уже о более высоких уровнях.
302. Случается и такая жизненная ситуация: вам необходимо куда-то поехать с вашим ребенком; например, к бабушке в соседний город (хотя не рекомендуется совершать дальние поездки с маленьким ребенком; это слишком большая нагрузка для его слабенького организма), и вы отправляетесь в дорогу на своей машине. А в дороге у вас не будет необходимых условий приготовить молочную смесь. Как быть?
Приготовленные заранее и охлажденные в холодильнике бутылочки со смесью вы можете поместить в специальный термос-контейнер. Вам останется только разогреть бутылочку перед употреблением (поставить ее на несколько минут в теплую воду).
Возможен и другой вариант: вы берете с собой в дорогу кипяток в термосе и сухую молочную смесь. Приготовить питание для малыша не составит труда и в походных условиях.
303. Не подбирайте самостоятельно молочную смесь для своего ребенка. Выбор сухих смесей сейчас большой и можно ошибиться, доверившись, например, симпатичной упаковке или ловко закрученной рекламе. Пусть выбор сделает профессионал: проконсультируйтесь со сво-
им педиатром. И консультируйтесь с ним всякий раз, когда собираетесь перейти на новую смесь.
304. Допустим, у мамы нет молока, естественное вскармливание, увы, исключается; и мы говорим об искусственном вскармливании. Когда ребенку впервые дают питание?
Уже через несколько часов после рождения ребенка ему дают бутылочку со смесью. Конечно, в свое первое кормление он много не съест. Но это нормально. Во-первых, потому что ребенок еще мал, во-вторых, потому что его пищеварительная система еще недостаточно активна. Постепенность, неспешность - вот принципы, какими вы должны руководствоваться, ухаживая за своим малышом.
305. Хранить приготовленную детскую смесь в холодильнике следует в бутылочке, не переливая в какую-то иную посуду. Соску, чтобы она оставалась чистой, можно накрыть стерильным пластмассовым стаканчиком или заменить перед самым кормлением. Опыт показывает, что у мамы с ребенком бывает среди прочих сосок «любимая» - наиболее удачная по величине отверстий, и пока ребенок «не разобьет», не разжует эту соску, она используется чаще других. И если вы не хотите после холодильника заменять эту соску, будьте добры, накрывайте ее стерильным колпачком. А перед употреблением можете даже ошпарить ее кипятком.
306. Если ваш ребенок проснулся и активно требует кушать, а вы еще не достали из холодильника смесь и не подогрели ее, то понятно, что вы спешите - ребенок-то плачет (а природа так устроила психику человека, что он вольно-невольно начинает нервничать при плаче ребен-
ка, даже чужого; прислушайтесь к себе в общественном транспорте, когда плачет чей-то малыш). И в спешке, дабы поскорее согреть питание, ставите бутылочку из холодильника в кипяток... Не следует этого делать, потому что ваша бутылочка тут же лопнет, и вам придется затратить побольше времени, чтобы приготовить свежую смесь.
307. Законы физики срабатывают не в вашу пользу и в другом случае: когда вы приготовили горячую смесь из сухого порошка. Вы хотите поскорее остудить смесь и ставите бутылочку в кастрюльку с холодной водой... В этом случае ваша бутылочка опять лопается.
Избегайте резкого контраста температур.
308. Какой температуры должно быть питание ребенка?
При естественном вскармливании молоко, которое ребенок высасывает из груди, — температуры тела. Если мудрая природа распорядилась так (не исключено, что к этому решению она шла очень долго, использовав метод проб и ошибок), будем считать ее решение оптимальным. Конечно, когда ваш ребенок подрастет и окрепнет, можно будет давать ему и питание комнатной температуры, но, пока он мал, не надо с ним экспериментировать.
309. Можно с легкостью определить температуру детского питания, находящегося в бутылочке, и не прибегая к услугам термометра. Причем за считанные секунды. Природный термометр всегда с вами - ваша кожа. Если вы сомневаетесь - немного подогреть или немного остудить нужно бутылочку со смесью, — капните себе пару капель этой смеси на внутреннюю поверхность предплечья, где кожа особенно нежна. Если вы почувствовали
прохладу - немного подогрейте бутылочку; если почувствовали - горячо , — чуть-чуть остудите; если же ничего не почувствовали, считайте, что - в самый раз.
310. Когда вы кормите ребенка из бутылочки, контролируйте непрерывность поступления смеси в соску, не отвлекайтесь (не читайте французских любовных романов и русских боевиков, когда кормите своего малыша). Бутылочку держите в слегка наклонном положении... Почему это важно?.. Потому что, если вы просто положили бутылочку возле ребенка и она находится в горизонтальном положении, то ребенок вместе с питанием будет заглатывать воздух. Собирающийся в желудке воздух занимает определенный объем и создает обманчивое ощущение насыщения... Вы удивляетесь: ребенок не съел и половины нормы, а уже вытолкнул изо рта соску. Через минуту ребенок срыгнет воздух и опять - голоден, опять просит есть.
311. Если ваш ребенок, не скушав своего обычного количества питания, отказывается от бутылочки, попробуйте подержать его немного в вертикальном положении. Быть может, отрыгнется воздух, и малыш продолжит трапезу...
312. Во время кормления из бутылочки следует держать ребенка на руках или он может лежать в кроватке? Вряд ли найдутся основания сказать совершенно определенно: так или эдак. Разные авторы считают по-разному. Одни говорят: лучше во время кормления держать на руках ребенка - так как у него вырабатываются по отношению к вам положительные эмоции как к кормилице (хотя вы не кормите грудью); к тому же учитывается момент общения - приятный обоим. Другие авторы полагают:
ничего предосудительного нет в том, что вы положили бутылочку в кроватку малышу и он кушает самостоятельно. Ребенок растет, становится тяжелым, кушает не меньше десяти минут, и вы устаете долго и в неподвижности держать его на руках. Более того - бывает рука устает даже от длительного держания бутылочки возле лежащего малыша, хотя бутылочка совсем нетяжелая. Выберете сами один из оговоренных вариантов.
313. Если вы предпочитаете кормить ребенка, когда он лежит в кроватке, то есть подкладываете ему бутылочку и не придерживаете ее рукой, то как следует зафиксируйте бутылочку, чтобы она не скатывалась в сторону и оставалась в слегка наклонном положении — это вы можете сделать с помощью одной-двух свернутых пеленок или специально купленной подставки; если вы не видели в продаже таких подставок, привлеките к делу папу или дедушку, пусть напрягут свою инженерную мысль и сконструируют удобную подставку.
314. Вы заметите, что, когда ребенок кушает лежа на боку, незначительная часть молочной смеси вытекает у него из уголка рта и сбегает по щеке под голову. Чтобы таким образом не испачкать простынку, на которой ребенок лежит, и не промочить матрасик, подкладывайте под голову ребенку пеленку, сложенную в несколько слоев; в пеленке этой может быть еще и клеенка или квадрат целлофана.
315. Вы уже знаете, что после каждого кормления нужно немного подержать ребенка в вертикальном положении, чтобы отрыгнулся воздух. Используйте этот момент, чтобы чистой салфеткой, смоченной в теплой кипяченой воде, обтереть ребенку личико - снять остатки мо-
102
лока. Нехорошо, если молоко останется на коже - оно засыхает и забивает поры; в результате этот участок кожи не дышит.
Также во время кормления молоко может затекать за ушко (на котором ребенок лежит), может испачкать волосистую часть головы. Сделайте тщательный туалет - удалите остатки молока.
316. Вас не должно тревожить то обстоятельство, что ребенок не всегда съедает привычный ему объем молочной смеси. Надо учитывать, что в разное время суток у ребенка может быть разный аппетит. Например, после продолжительного ночного сна (если ребенок уже приучился не просыпаться ночью) ваш малыш скушает больше, чем в послеполуденное время. Бывает, что у ребенка просто нет аппетита. Быть может, причиной этому - ваши старания. Вы преуспели в кормлении вашего малыша. Не заставляйте ребенка доедать то, что осталось в бутылочке. Поверьте его организму, который отлично знает, сколько питания ему в данный момент необходимо.
317. Конечно, надо быть уверенным, что ребенок не наглотался воздуха и отказывается от бутылочки не по этой причине. Подержите ребенка в вертикальном положении, подождите, пока не отрыгнется воздух; если ребенок и после этого не хочет кушать, не мучьте его.
318. Как быть в том случае, если ребенок, не скушав свое обычное количество питания, заснул? Следует ли его будить?
Когда ребенок сильно голоден, он не заснет во время еды. Он может заснуть, когда уже наступает насыщение. Специально тормошить его не надо. Бывает, когда выта-
скиваешь у него изо рта соску, ребенок как бы спохватывается и опять начинает сосать. Но если не спохватился, можно забрать бутылочку.
319. В прошлое кормление ребенок не съел обычного для него в это время количества молочной смеси и заснул, а потом проснулся раньше времени и стал кричать. Как в таком случае быть?
Вам надо в первую очередь удостовериться, что ребенок кричит не по какой-нибудь другой причине — например, не от колик в животе. Помассируйте ему животик теплой рукой (легкое поглаживание по часовой стрелке), подержите в вертикальном положении. Если ребенок не успокаивается, если вы видите, что он ищет бутылочку, можно дать ему то, что осталось (и стоит в холодильнике) от прошлого кормления. Но будет разумнее, если вы все-таки выдержите ребенка, сумеете успокоить его, отвлечь - до времени следующего кормления.
320. Пусть вас не пугает то, что ребенок с полчасика поголодает. Он нагуляет аппетит и в следующее кормление хорошо покушает.
321. Вы заметили, что ребенок начал кушать и вдруг заплакал, бросил соску. Что произошло?
Если вы уверены, что ребенок здоров - что у него не болят ушки, значит, ищите причину недоразумения в соске. Либо отверстия соски забились пенкой, либо отверстия слишком малы.
Снимите соску, выверните, тщательно промойте, если действительно обнаружили пенку, обработайте кипятком. Но когда вы нашли, что отверстия в соске слишком малы, следует расширить их раскаленной иглой.
322. Как узнать, достаточно ли и не слишком ли велики отверстия в соске?
Проколов соску, вы надеваете ее на бутылочку с водой и переворачиваете бутылочку. Вода не капает вообще или выделилось несколько капель - слишком маленькие отверстия. Вода непрерывно льется тоненькой струйкой -слишком большие отверстия (можете со спокойной душой выбросить эту соску). Вода полилась тоненькой струйкой, а потом стала капать - это отверстие в самый раз.
323. Существует большое количество разнообразного детского питания: порошкообразное (в банках и картонных упаковках), питание на основе концентрированного молока, концентрированное жидкое детское питание, детское питание готовое к употреблению (в банках по 900 граммов), детское питание готовое к употреблению и уже расфасованное в одноразовые бутылочки и т.д.
Правильный выбор питания вам поможет сделать врач. Также врач, если посчитает необходимым, выпишет вам рецепт на молочную кухню.
324. Молочные смеси разрабатываются на основе коровьего молока. Коровье молоко в чистом виде - слишком грубое питание для ребенка, и переварить его малышу бывает непросто. Молочные же смеси легки в адаптации, поскольку максимально приближены к составу женского молока. Молочные смеси - это как бы «облегченное» коровье молоко с многочисленными, необходимыми ребенку, добавками (витамины, микроэлементы в определенных пропорциях и пр.; на упаковках, как правило, указан состав).
Наиболее распространены смеси «Малютка» и «Малыш» в картонных упаковках. Выбор делается в соответствии с возрастом: смесь «Малютка» рассчитана на детей от рождения до двухмесячного возраста; смесь «Малыш» - от трех месяцев до года. Смесь «Малыш» представлена в широком ассортименте: в составе с рисовой мукой, с овсяной мукой, с гречневой мукой (практика показывает, что эта смесь особо любима детишками).
Этих смесей в продаже много. Время от времени появляется что-то новенькое. Но наиболее известны и популярны следующие смеси: «Нутрилон», «Симилак», «Пилтти», «Линолак», «Бона» и т.д. Будет нелишне еще раз напомнить: прежде чем использовать какую-то из смесей, проконсультируйтесь на этот счет со своим участковым педиатро'м.
327. Есть правило в отношении молочных смесей, которое необходимо соблюдать. Когда вы выбрали одну из перечисленных выше смесей, старайтесь уже не заменять ее никакой другой смесью. Помните, что к каждой новой смеси ваш ребенок должен адаптироваться. Сказанное не относится разве что к смеси «Малыш» с разными наполнителями, которые следует разнообразить.
328. Когда вы готовите питание ребенку из сухой молочной смеси, делайте все по приложенной к упаковке инструкции. Не надо стремиться к тому, чтобы сделать смесь погуще, — у ребенка могут быть сложности с перевариванием (рвота, нарушения стула, сопровождающиеся коликами), а также - аллергические реакции. Все предметы, которые вы используете для приготовления
смеси, должны быть стерильными и их нельзя использовать для других целей.
329. Что касается импортных смесей, привезенных из-за границы. Инструкции в них даны на иностранных языках, и вы не всегда в силах их перевести. В таком случае обратите внимание на пиктограммы. В рисунках все указано достаточно понятно. Но если у вас еще есть вопросы, задайте их педиатру.
330. Импортные смеси снабжены мерными ложечками. Вы вскрываете банку, аккуратно удаляете защитную фольгу и видите кончик ложечки, торчащий из сухого порошка. Используйте эту ложечку только по назначению -для отмеривания количества порошка; не перемешивайте смесь этой ложечкой в кастрюльке. Ложечка и порошок в банке должны всегда поддерживаться в сухом состоянии.
331. Если вашему малышу (патриоту от рождения) больше полюбилась отечественная смесь, в которой мерной ложечки нет, используйте любую другую ложку - и всегда только ее одну. Однако вы должны совершенно точно знать, сколько сухой молочной смеси в этой ложечке помещается, чтобы точно соблюдать рецептуру. Узнать вместимость вашей ложечки вы можете с помощью любой другой дозировочной посудки: мензурки, рюмки с делениями, мерной ложки... Если у вас ничего такого под рукой не оказалось, вы можете обратиться за помощью в ближайшую аптеку. Будьте уверены, вам не откажут.
Впоследствии вашу ложечку держите отдельно от других ложек и пользуйтесь ею только сухой.
332. При смешанном и искусственном вскармливании отличается ли распорядок питания от распорядка
ребенка, находящегося на естественном вскармливании?
Нет. Распорядок должен быть такой же. Пока ваш ребенок не достиг возраста 4 месяца, он должен кушать шесть раз в день. В отношении ночного перерыва тактика у вас должна быть такая же, как у мамы, кормящей ребенка грудью: то есть кормите малыша, когда он проснется; если же ребенок спокойно спит до утра, вы не должны будить его специально для ночного кормления.
Предлагается следующий режим кормлений: 6.00, 9.30, 13.00, 16.30, 20.00, 23.30. Этот режим удобен не только для ребенка, но и для матери.
333. Если ваш ребенок находится на смешанном или искусственном вскармливании, особенно важно соблюдать режим. Ребенку и без того трудно (приходится адаптироваться к смеси, а усваивать ее труднее, чем материнское молоко), а тут еще дополнительные сложности - нарушения режима.
334. Какой объем питания требуется ребенку, находящемуся на смешанном или искусственном вскармливании?
. В отношении объема, как и в отношении распорядка кормлений, отличий от естественного вскармливания нет. Родителям совсем не обязательно знать объем пищи с точностью до грамма. Это детский врач или медицинская сестра могут высчитывать количество питания и калорийность по формулам. Вам же достаточно иметь приблизительное представление. Итак...
Ребенку в возрасте от 0 до 2 месяцев в сутки необходимо такое количество молочной смеси, которое соответствует 1/5 от массы малыша. Зная вес тела, высчитываете эту цифру и делите на количество кормлений. Вот вы и знаете, сколько питания нужно вашему ребенку на одно кормление.
В возрасте от 2 до 4 месяцев количество питания соответствует 1/6 от массы ребенка; потом - 1/7 и т.д.
335. Вас не должно ни тревожить, ни расстраивать, если вы заметите, что ребенок всякий раз не съедает то количество питания, которое по вашим подсчетам ему примерно необходимо. Ребенок съедает столько, сколько ему на данный момент необходимо. А вы на всякий случай обратите внимание на динамику веса. Если ребенок уверенно набирает в весе, — значит, все хорошо.
336. Но если вы заметили, что ребенок, не съедая положенного ему объема молочной смеси, еще и остановился в наборе веса, вам надо побыстрее обратиться за консультацией педиатра; может, ребенок нездоров или не сумел адаптироваться к избранной вами смеси.