МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ЧТО ТАКОЕ «МОНТЕССОРИ»? «Мама, я хочу в Монтессори!» — слова, которые часто слышат родители детей, хотя бы раз побывавших в Монтес-сори-группе детского сада. В милой неправильности детской речи слышится живой интерес к занятиям и особой атмосфере группы, что, к сожалению, далеко не всегда появляется при посещении обычного детского сада. Что же такое Монтессори-детский сад, и почему он так называется? Со старых фотографий, изображающих юную привлекательную аристократку или благородную пожилую даму, смотрят прямо на нас, согревая лучистым теплым взглядом, удивительно молодые, полные внимания и понимания глаза. Это — Мария Монтессори (1870—1952), итальянка по происхождению, первая женщина в Италии, получившая врачебный диплом, совершенствовавшая свое образование во Франции, имевшая многолетние дружеские связи в Индии, закончившая свой жизненный путь в Голландии. Как много событий вместили годы ее жизни, сколько ею было сделано в разных областях человеческих знаний — философии, антропософии, психологии, педагогике. Однако все же именно педагогическая система Монтессори, в которой нашли отражение все грани таланта и особенности ее жизненного пути, принесла ей известность и получила широкое распространение в мире. О ЛИЧНОСТИ МАРИИ МОНТЕССОРИ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЕЕ МЕТОДА Последовательное знакомство с теорией и практикой Монтессори-воспитания хотелось бы предварить описанием события из жизни Марии Монтессори, которое привело ее к «открытию ребенка», дало представление о закономерностях его развития. Благодаря этому событию она определила направление своей дальнейшей деятельности. Закончив медицинское образование и получив формальное разрешение заниматься врачебной практикой, Мария Монтессори стала первой женщиной-врачом в Италии. Сегодня это обстоятельство — предмет гордости итальянцев, признающих заслуги своей соотечественницы и даже поместивших ее изображение на банкноте в тысячу итальянских лир. Однако в то время, когда юная итальянка стояла в начале своего пути, это не давало ей особых привилегий, а, наоборот, было связано со значительными сложностями. Мария Монтессори долгое время не могла найти работу в Риме. Известные и менее известные клиники отказывали ей в должности, поскольку присутствие женщины-врача казалось чем-то если не неприличным, то во всяком случае неуместным. Открыто высказывались сомнения относительно того, что женщина может работать успешно на этом чисто мужском поприще. С большим трудом Моитессори нашла место в клинике для душевнобольных детей. При этом ей было сказано, что здесь она не сможет принести вреда своей работой, поскольку никто не знает, что, собственно, надлежит делать с этими детьми. Мария начала работу с наблюдения за больными. То, что она увидела — будничный, не приукрашенный быт далеко не худшей детской больницы, — глубоко потрясло ее. Этот опыт помог ей понять особенности детской психики. Ее удивляло, что дети, обделенные заботой и лаской, лишенные родителей, часто голодные, не утрачивали интереса к игре. Но даже самых простых игрушек у этих детей не было. В больничной палате вообще не было ничего, кроме кроватей. Для своих игр дети скатывали из оставшегося хлебного мякиша шарики и различные фигурки и играли с ними на полу. Только наигравшись вдоволь, они съедали основательно перепачканные хлебные кусочки. Мария Моитессори поняла, какое значение имеет для детей игра — это удивительное саморазвивающее занятие. Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, к работе, как и многие другие положительные черты личности (она называла их «гуманными тенденциями»), Монтессори считала естественными человеческими качествами. Они, по мнению Марии Монтессори, — природные, свойственные каждому ребенку с рождения особенности человека, а не достижения «правильного» воспитания. Ведущим направлением педагогики Марии Монтессори стало изучение внутренних потребностей, тенденций развития и создание условий, способствующих их удовлетворению. Свой педагогический метод, основанный на активном наблюдении и корнями уходящий в естественные науки, Монтессори называла «методом научной педагогики». Педагогика по Монтессори, предложенная врачом и ориентированная первоначально на детей с проблемами в развитии, в дальнейшем была испробована автором при воспитании детей, не имевших ограничений жизнедеятельности, а также детей, чье развитие опережало развитие сверстников. Плоды этого воспитания были прекрасны вне зависимости от того, к каким детям оно применялось, так как задачей воспитателя было максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности при ориентации на общие закономерности, присущие развитию человека. В дальнейшем ее опыт получил практическое применение при воспитании здоровых детей. Вначале это были дети дошкольного возраста, воспитанники открывшегося в 1907 году в рабочем квартале Сан-Лоренцо в Риме «Дома ребенка». Позднее там стали находиться и школьники до 12 лет. Оформление идей Марии Монтессори в виде педагогической системы — того, что мы называем сегодня Монтессори-педагогикой, — следует отнести к периоду начала первой мировой войны. В это время методы педагогики Марии Монтессори и тематическая литература по этому вопросу быстро распространились во многие страны мира, в том числе и в Россию. Татьяна Львовна Толстая, дочь писателя Л. Н. Толстого, разделяла педагогические воззрения Монтессори и заказывала у нее отдельные упражнения, активно использовала их для занятий с детьми в Ясной Юлия Фаусек обучала по системе Монтессори около 30 лет, несмотря на правительственные постановления 1936 года, которые признавали педагогику Монтессори «не нашей» и значительно ограничивали ее распространение. Имя Марии Монтессори с тех пор длительное время не называлось, отрицались предложенные ею принципы воспитания. Однако упражнения, разработанные Монтессори, использовались, особенно в лечебной педагогике. И сегодня в каждом логопедическом и почти в каждом обычном детском саду можно встретить отдельные упражнения, впервые предложенные для воспитания детей Марией Монтессори. Коллекция оригинальных упражнений, подробно разработанных автором и составляющих «подготовленную среду» для развития ребенка, — одна из сильных сторон Монтессори-педагогики. Производство этих материалов для упражнений стало выгодным бизнесом. Наиболее ценны и качественны Монтессори-материалы, производимые в Голландии, Италии. Уже несколько лет в России налажено производство сопоставимых по качеству Монтессори-материалов в Омске. Монтессори-педагоги постоянно совершенствуют развивающую среду, собирают коллекцию материалов, вкладывают свой талант и способности, многое делая своими руками. И все же даже все упражнения по Монтессори, собранные в одном детском саду, не сделают его автоматически Монтессори-детским садом, если там не ведется воспитание по педагогическим принципам Монтессори. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ При описании своих педагогических опытов, наблюдений и открытий, «метода научной педагогики» Монтессори сформулировала оригинальные принципы воспитания и взгляды на развитие человеческой личности, составляющие неотъемлемую часть Монтессори-педагогической системы. Философские взгляды Марии Монтессори отличаются гуманистической направленностью, в центре ее внимания — ребенок, которого Монтессори называет «строителем собственной личности», и потребности его развития. Необходимо подчеркнуть, что данная позиция — не следствие изначальной приверженности каким-либо теоретическим концепциям, а результат практической педагогической деятельности и плод длительного наблюдения за детьми врача-педагога Марии Монтессори. В своих работах она, несмотря на научный способ обоснования теоретических выводов и практических рекомендаций, основанных на многократных и длительных экспериментах, отказывается от академического стиля изложения. Ее описание методики выразительно, образно, метафорично, обладает чрезвычайной силой убеждения. Вводимые ею понятия отличаются поэтической образностью, отражают тонкое чувствование ребенка. К ключевым представлениям педагогики Марии Монтессори следует отнести такие, как понятия о «впитывающем разуме», «сенситивных периодах», «гуманистических тенденциях», «подготовленной среде», «свободе и дисциплине». В книге «Креативный ребенок» Мария Монтессори пишет, что так же точно и чудесно, как совершается эмбриональное развитие каждого органа в целом организме, в маленьком ребенке осуществляется бессознательное духовное развитие, обладающее творческой силой. Автор называет это «впитывающим разумом». Подобно тому, как процессы физического роста происходят по внутренним закономерностям и при определенных условиях протекают наиболее благоприятно, в процессе «духовного созревания» необходима «духовная пища». «Впитывающий разум» ребенка созидает не при помощи волевого усилия, как это бывает у взрослых, его работа разделена во времени на периоды, которые природа отвела для приобретения ребенком определенных завоеваний. Эти периоды Монтессори назвала «сенситивными». Монтессори писала, что в бессознательном ребенка совершенно отчетливо существуют другие психические функции, отличные от тех, которые проявляются в сознательном взрослого. Это различие Монтессори иллюстрирует при сравнении работы художника с работой фотоаппарата. Если мы хотим получить изображение предмета, пишет Монтессори, мы берем карандаши и краски или же фотографируем его. В последнем случае вне зависимости от того, сколько предметов — один или десять — на фотоснимке, изображение будет зафиксировано в доли секунды. Мы можем сфотографировать страницу из книги с родным или иностранным языком, для процесса фотографирования это не имеет значения. Фотографическое изображение запечатлевается на фотопленке, проявление и фиксация изображения происходят в темноте, и только потом фотографическая картина может быть рассмотрена на свету. Причем получаем мы ее в конце в неизмененном виде. Так же происходит процесс бессознательного развития ребенка. «Выразительна диспропорция между активностью внутренней жизни и возможностью ее внешнего выражения... нет регулярного, линейного развития, оно осуществляется рывками, подобно взрыву». В соответствии со своим возрастным этапом развития ребенок может не располагать еще сознательными психическими формами, такими как осмысленность, воля, внимание. У него есть бессознательный «внутренний голод». Эта собственная внутренняя потребность делает возможным для ребенка обучение без сознательного напряжения. Лишь в силу того, что он просто живет, ребенок впитывает окружающий мир. Этой привилегированной духовной формой ребенок владеет в возрасте до 6 лет, причем в первые 3 сода из них она представлена существенно сильнее. Она становится частью его личности. В этот временной период формируется базис личности ребенка и его интеллигентности на основе опыта взаимодействия с окружающей средой. Причем очень важно понять, что такое «впитывание» окружающего мира происходит бессознательно, не избирательно. Это значит, что впитывается как позитивное, так и негативное, неограниченно, без усилий. Взрослые чрезвычайно высоко ценят человеческое сознание, но за эту честь они платят дорогой ценой. Как только поведение человека становится осознанным, он должен расплачиваться за новые знания тяжелой работой и значительными уси лиями. Ребенок же удивительным образом легко и просто «впитывает» из окружа ющего мира сложные произвольные движения, национальную культуру и родной язык. В соответствии с этими теоретическими представлениями Монтессори пред ложила определенную воспитательную позицию для родителя и педагога, которук можно было бы назвать «активным наблюдением». Прежде всего родитель должег «не мешать» ребенку, бессознательно реализующему свой внутренний план разви тия. Взрослые не должны считать, что содержание духовной жизни ребенка опреде ляется родительской волей и что из ребенка можно «лепить, как из воска». Монтес сори сравнивала детей с садом, в котором растут разные растения. Садовник т в силах добиться, чтобы из ростка одного растения выросло что-то иное, так же, каь невозможно влиять на скорость роста, вытягивая растение кверху. В начале XIX века в педиатрической практике были закреплены завоевание теоретических наук, в частности гигиены. Появилось убеждение, что для гармоничного физического развития ребенка не следует стеснять его собственную активность, например, необходимо оставить практику тугого пеленания. Монтессори с юмором описывала мамок и нянек, которые в прошлые времена, заботясь о красоте ребенка, пытались «вытягивать» носики детей, чтобы сделать их прямее, или же «учили ходить» грудного ребенка, переставляя его ножки. Конечно, подобные усилия не имели успеха, они не оказывали влияния на физическое развитие ребенка. В соответствии с наследственной программой, представленной в его генотипе и при отсутствии неблагоприятных условий, ограничивающих развитие, ребенок будет расти и развивать физические возможности исключительно своим собственным путем. Необходимым условием при этом является предоставление в познании окружающего мира свободы движений. Всяческие приспособления, искусственным образом призванные ускорить развитие, такие, например, как ходунки или бегунки, для здорового ребенка вредны. Вредным является и всякое ограничение активности ребенка, например, манеж или же запрещение ползать, ходить и т. п. Предоставление свободы необходимо и для внутреннего, духовного развития человека. Педагог должен при этом занять особую позицию, с любовью и вниманием наблюдая проявления развития ребенка, его внутреннего роста, поощряя его активную деятельность и оказывая ему помощь, чтобы малыш мог справиться с поставленными им самим целями самостоятельно. По мнению Монтессори, ребенок как бы обращается с призывом ко взрослому: «Помоги мне это сделать самому!» Монтессори считала также необходимым очень осторожно и взвешенно относиться к любым видам поощрения, исходящим от взрослых, особенно в оценочном виде. Похвала воспитателя иногда может даже унизить ребенка. В Монтессори-группе детского сада, так же как и в Монтессори-школе, не принято ставить отметок — как положительных, так и отрицательных. По мнению Марии Монтессори, успех при самостоятельном достижении цели — лучшая награда для ребенка. Упражнения, выполняемые самостоятельно, являются мощным стимулом для продолжения исследовательской деятельности ребенка, способствуют формированию самоуважения и уверенности в своих силах. ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА МИР И «ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА» Кроме активного наблюдения, задачей педагога является создание особой «подготовленной среды» для развития ребенка. Каждый ребенок, считала Монтессори, хочет работать, жаждет деятельности. Реализуя свою активность, малыш тренирует и совершенствует себя, впитывает культуру среды. Однако дома, в семье, эта внутренняя потребность ребенка сталкивается с ограничениями со стороны родителей. Порой наблюдается полное несоответствие между декларативным заявлением взрослых о любви и уважении к ребенку и тем, что наблюдается в действительности. Окружающий малыша домашний мир не подготовлен к встрече с ним. Многие предметы в доме слишком тяжелы или велики. Кроме того, взрослые не разрешают ими пользоваться. Ребенку для приобщения к миру взрослых предлагаются игрушки, имитирующие предметы домашнего быта, профессиональные инструменты, однако чаще это всего лишь жалкая подделка. Ими ничего нельзя сделать! Ребенок чувствует себя разочарованным и обиженным. Именно этим обстоятельством объясняется странное, с точки зрения взрослого человека, поведение ребенка, когда малыш во что бы то ни стало хочет получить понравившуюся игрушку, но, завладев ею, очень быстро теряет к ней интерес. Освоение и приобщение к миру взрослых, к культуре начинается в пространстве своего дома. Поэтому для ребенка главной целью является овладение упражнениями с настоящей кухонной утварью, настоящими предметами быта. Они не только дают ребенку возможность для их естественного функционального использования, но и полны других достоинств: эти «настоящие» предметы такие разные с точки зрения сенсорных ощущений, получаем'ых при дотрагивании к ним и ощупывании. Это — совсем иное, не то, что пластмассовые игрушки, одинаково гладкие и легкие, раскрашенные в неестественно яркие цвета! Предметы быта помогают ребенку усвоить представление о цикличности человеческой деятельности. Каждое, самое простое домашнее занятие включает в себя структуру «рабочего цикла». Вот ее ступеньки: подготовка деятельности — начало — выполнение — завершение — контроль и сверка с первоначальными планами — повторение цикла или же окончание работы. Взрослые часто просто недооценивают важность такой цикличности, считают возможным в любой момент прерывать работу, иногда делая это из лучших побуждений — чтобы ребенок не переутомился! Родители часто спрашивают об оптимальной длительности занятий ребенка в различном возрасте. Монтессори считала, что ребенок в состоянии самостоятельно регулировать продолжительность своей работы, находила необходимым обязательное завершение структуры деятельности в отдельном занятии. И это очень важно — позволить ребенку самому определить окончание времени своей детской работы. Ядром педагогической идеи Монтессори в отношении взрослого к деятельности ребенка является, по ее собственному высказыванию, положение о «поляризации внимания». Этот феномен она впервые наблюдала во время занятий в «Доме ребенка». Мария Монтессори обратила внимание на девочку в возрасте около трех лет, которая была полностью поглощена своим занятием. Ребенок занимался упражнением из сенсорной группы, а именно — блоком с вкладывающимися деревянными цилиндрами. Представить это упражнение можно, если вы вспомните набор гирек разного веса для домашних весов. Предметом занятия малышки были деревянные цилиндры разных размеров, похожие по форме на эти гири, вставленные по размеру в ряд в деревянный блок. Девочка вытаскивала цилиндры, перемешивала их и затем расставляла по своим местам. Малышка настолько была углублена в свою деятельность, что не прервала ее даже тогда, когда другие дети приблизились к ней вместе с воспитательницей, встали вокруг нее и начали петь. Мария Монтессори насчитала 44 повторения упражнения девочкой, при этом она только наблюдала, не вмешиваясь в работу ребенка. Девочка работала совершенно самостоятельно, с предельной концентрацией внимания, не обращая внимания на стоящих вокруг нее поющих детей, которые, казалось бы, давно могли ее отвлечь. Когда же она закончила упражнение, то не только не казалась уставшей, а, наоборот, «обвела всех счастливым взглядом и выглядела так, как будто... только что встала после освежающего сна». Это совершенно не соответствовало установившемуся тогда мнению о «неустойчивости внимания маленького ребенка», однако, в подтверждение своего открытия, этот феномен Монтессори наблюдала снова и снова. Психический феномен, наблюдаемый при плодотворной, с полной концентрацией внимания работе ребенка, Монтессори назвала «поляризацией внимания». Она заметила его удивительно положительное воздействие на личность маленького человека. «Все, что существует в душе ребенка неорганизованного и неустойчивого, организуется под влиянием внутреннего творческого процесса; эти удивительные изменения повторяются в каждом», — писала Мария Монтессори. Она сама называла это «открытием ребенка». На этом феномене Монтессори основала свой педагогический подход. «Моим стремлением было, — писала она, — искать предметы для упражнений, которые делали бы возможным концентрацию ребенка. Я стала осознанно изучать те внешние условия, которые создают благоприятные условия для возникновение этой концентрации». Основой для такой работы стало свободное наблюдение за жизнью и поведением детей. Была создана обстановка для «дома ребенка», особая «подготовленная среда», пространство, постоянно предлагающее всевозможные ситуации для осмысленной циклической целеориентированной деятельности — работы. В этом пространстве Мария Монтессори выделила особые области (зоны), соответствующие направлениям развития ребенка. «Упражнения практической жизни» включают все виды деятельности, которые выполняет каждый взрослый человек и которые являются для него обычными практическими делами: стирка, глажение, сервировка стола, мытье рук, одевание — застегивание пуговиц, молний, шнуровка и т. п. Сюда также относится деятельность, связанная с уходом за собой и окружающей средой, заботой о других, украшением быта и умением завязывать и поддерживать знакомства и длительные контакты с другими людьми. Упражнения «практической жизни» — это тренировка того, что выполняется человеком в его повседневной практике. Такие упражнения позволяют ребенку освоить действия, привычно выполняемые взрослыми, которые впоследствии он будет использовать всю жизнь. Малыш при этом изучает, «как живут» взрослые. Упражнения помогают ребенку выполнять эти действия с радостью, ответственностью и любовью, всерьез, а не «понарошке». Может возникнуть резонный вопрос: для чего необходимо представление этих видов деятельности в виде упражнений в группе детского сада, если ребенок так или иначе освоит их в ходе своей жизни, со временем постепенно научится всему у взрослых? Дело в том, что в современных семьях у взрослых остается не так много времени для совместной деятельности и обучения собственного ребенка. В обстановке Монтессори-группы ребенок может спокойно обучаться, самостоятельно выбирая упражнения для своей детской работы и самостоятельно регулируя их продолжительность. При желании он может повторить упражнение столько раз, сколько ему захочется. Дома у ребенка нет возможности увидеть отработанные до совершенства «презентации» — демонстрации упражнений, выполняемых педагогом. В методике Монтессори движения воспитателя продуманны, красивы и элегантны. Этому Мария Монтессори уделяла большое значение. Упражнения практической жизни помогают ребенку освоить смысл заботы об окружающей среде и сформировать ответственность за то, что его окружает. Замечательны упражнения, тренирующие навыки пересыпания и переливания. Дети любят возиться с водой, сыпучими материалами, например песком. Взрослые часто негативно реагируют на подобные детские занятия, считая их пустой тратой времени, да и уборка после подобных упражнений требует немало сил. В Монтессо-ри-группе детского сада дети могут выполнять эти упражнения, ничего не проливая и не просыпая, прекрасно обучаясь управлять своими движениями. Эти упражнения служат расширению словарного запаса ребенка, готовят его к освоению простых арифметических действий (например, при раскладывании зерна из одной большой банки в три маленькие ребенок получает представление о делении). Упражнения любимы не только маленькими детьми, но и школьниками, поскольку их выполнение успокаивает ребенка, повышает его самооценку, позволяет настроиться на более сложную работу. Мытье стола, пола, чистка обуви и металлической посуды, сервировка стола и аранжировка букета также относятся к упражнениям навыков практической жизни. Все необходимое для осуществления этих видов домашней работы приготовлено педагогом в виде упражнений и находится на знакомом для ребенка месте. Малыш может выбрать любое из них для самостоятельной работы и тренироваться в их выполнении. Значение этих упражнений велико. Они являются как бы мостиком между родительским домом и группой детского сада, готовят малыша к жизни в обществе. В родном доме ребенок испытывает потребность активного участия в тех процессах, которые он наблюдает в мире взрослых, вне зависимости от того, сложно и опасно или же легко и просто их выполнение. Упражнения навыков практической жизни, помимо всего прочего, содержат элементы культурной среды, их выполнение помогает ребенку осваивать свою национальную культуру. Ребенок познает чувство принадлежности к обществу, усиливается его внимание к миру вещей и миру людей. Выполняя даже элементарные действия, малыш совершенствует свои движения и их координацию, учится концентрации внимания и воли, самостоятельности и саморегуляции. • Предметы для упражнений подбираются так, чтобы они имели связь с реальной окружающей жизнью, отражали национальную культуру. По возможности, материал должен быть хрупким. На первый взгляд, это требование выглядит парадоксально. В понятие «практичности» часто включается прочность, устойчивость материала. Из соображений практичности, в ущерб эстетическим качествам вещей, детям нередко предлагают изделия из синтетических материалов. Конечно, такой предмет останется целым, если ребенок уронит его или же неуклюже, с силой поставит на стол. Однако такие прочные предметы не способствуют осторожному, бережному отношению, продуманности движений и действий.
В Монтессори-группе для сохранения концентрации внимания каждое упражнение представлено в единственном экземпляре. Это дает ребенку возможность интересоваться деятельностью других детей без соперничества и соревнования. Кроме требований к материалу, в Монтессори-педагогике предъявляются высокие требования и к воспитателю. Отдельные черты педагога и его поведения четко определены. Это позиция «активного наблюдения», способы взаимодействия с ребенком во время выбора занятия для работы, знакомство с материалом. Педагог должен в себе самом развивать возможности глубокой концентрации внимания, терпение, наблюдательность. При описании взаимодействия ребенка с упражнениями или же при выполнении какой-либо другой деятельности Монтессори сознательно избегает слова «игра», предпочитая ему слово «работа». Это сделано специально, поскольку в понимании взрослого человека «игра» — нередко несерьезное, пустое времяпрепровождение. Поэтому, по мнению взрослых, с этим занятием можно не считаться и отвлекать или даже прерывать деятельность ребенка по своему усмотрению. Для Марии Монтессори «игра» — работа, деятельность ребенка, одна из гуманных тенденций. Несомненно, у взрослого и у ребенка она имеет разные цели. Благодаря выполнению упражнений и их повторению ребенок приобретает уверенность в себе. Предоставление свободы выбора занятий и времени для завершения работы ведет к внутренней дисциплине, работа приводит к удовлетворенности, «нормализации» ребенка. До трехлетнего возраста малыш бессознательно, «как губка», впитывает из окружающей среды разнообразные впечатления, в том числе и упражнения, смысл которых осознает лишь на следующей ступени своего развития — от 3 до 6 лет. На третьей ступени, после 6 лет, ребенок постигает значение своей деятельности для других. В Монтессори-группе детского сада занимаются дети разного возраста — от 3 до 6 лет. Со временем между ними складываются взаимоотношения, характерные для большой семьи, исчезает конкуренция, появляется желание помогать другому. Несмотря на наличие большой степени свободы, в Монтессори-группе есть и жестко регламентированные правила поведения детей и педагогов.
МОНТЕССОРИ-ТЕРАПИЯ. СОВМЕСТНОЕ (ИНТЕГРАТИВНОЕ) ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ Монтессори-педагогические приемы и принципы составления «подготовленной среды» позволяют учитывать индивидуальные особенности здорового и больного ребенка; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями, нередко по причине болезни. В России в настоящее время узаконена практика раздельного обучения детей с проблемами в развитии в специализированных учреждениях, ориентированных на вид патологии больного ребенка. Это дети с нарушением зрения и слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями движения. Несомненные достоинства подобной педагогической практики, позволяющей проводить обучение силами высококвалифицированных специалистов, не могут компенсировать ее недостатки, заставляющие искать новые формы обучения ребенка жизни. Дети, привыкшие к «оранжерейной» обстановке специализированного учреждения (детского сада, дома ребенка, интерната), чувствуют себя беспомощными за его пределами. Концентрация патологии одного вида в группе детского сада и классе создает искаженную картину мира для детей с проблемами, не формирует у них представление о «норме». В ряде развитых стран применяется практика обучения детей с ограничениями жизнедеятельности по системе Марии Монтессори. Так, в Германии начиная Здесь же осуществляется интегративное воспитание — здоровые дети обучаются совместно с ребятишками, имеющими проблемы в развитии. В таких группах, состоящих, как правило, из 20—25 человек, 5—8 детей имеют особенности развития. Для того чтобы внутри группы избежать формирования подгрупп «больных» и «здоровых», дети с проблемами в развитии подбираются таким образом, чтобы характер их патологии был различным. Например, среди пяти детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, могут присутствовать: мальчик с детским церебральным параличом, девочка с болезнью Дауна, девочка с муковисцидозом, слепая девочка, мальчик с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Эти дети включаются в группу постепенно, после подготовительных занятий. Родители как больных, так и здоровых детей — а некоторые из них первоначально были отрицательно настроены к подобного вида практике — в дальнейшем по достоинству оценили подобную модель воспитания. Они поняли важность такого совместного воспитания для правильного развития и формирования личности не только больных, но и здоровых детей. «Проблемные дети» видели здоровый образец для подражания и могли критически оценить собственные возможности. Это чрезвычайно важно для каждого ребенка с проблемами, чтобы найти свое место среди детей, а в дальнейшем — и в обществе. При этом у здоровых детей развиваются способности к состраданию и они реально могут оценить то благо, которым владеют, — здоровье. Оказывая помощь проблемному ребенку, здоровый малыш учится любить немощного, тем самым исполняя главную заповедь христианства — «возлюби ближнего своего, как самого себя», и учится строить человеческие отношения на самом прочном основании — любви. «Только тот, кто помогает другим, становится самостоятельным и счастливым», — фраза, которой профессор Теодор Хелльбрюгге предваряет знакомство с новой, возрожденной, хорошо забытой старой моделью Монтессори-педагогики, осуществляемой в мире и в России в наши дни. Поделитесь этой записью или добавьте в закладки |